Автомобильные весы № 1 – Преодолеем кризис вместе!
Сенянский М.В., к.т.н.
Через автомобильные весы, как правило, проходят все основные учитываемые грузовые потоки. Как правило, точность этих весов определяет основные экономические показатели предприятия, в том числе и уровень, так называемых, «нетехнологических» потерь. В этой статье я попытаюсь объяснить, почему необходимо пользоваться только самыми лучшими весами. Это особенно важно в период финансово-экономического кризиса, когда все стараются снизить незапланированные издержки.
Весоизмерительная компания «Тензо-М», Генеральным директором которой я являюсь, производит автомобильные весы более 12 лет. Сегодня мы являемся крупнейшим производителем не только автомобильных весов, но всей весоизмерительной техники в России. Почти 3000 автомобильных весов «ВА» успешно работают в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства. За это время мы накопили и используем громадный опыт их проектирования, производства и сервисного обслуживания. Весы сертифицированы аккредитованными институтами Ростехрегулирования и внесены в Государственный Реестр средств измерений (Рис.1).
Рис.1. Самые массовые электронные автомобильные весы в России – весы ВА «Сахалин»
В последние годы в России автомобильные весы стали производить не только десяток серьезных специализированных предприятий, но и сотни «артелей умелые руки», созданных случайными людьми. В Государственном Реестре по состоянию на сентябрь прошлого года содержалось более 170 действующих сертификатов на автомобильные весы. Думаю, что по числу предприятий-производителей автовесов в мире впереди нас только Китай! Беда состоит в том, что большое число типов весов и их производителей рождает еще большее число проблем в области метрологии, сервиса и контроля для наших потребителей.
Многие советы по выбору хороших весов описаны мною в журнале «Главный метролог» [1]. Однако, в статье не были сделаны экономические оценки потерь потребителя от использования «артельных» весов. Такие оценки и являются предметом настоящей статьи.
Чем же отличаются весы «ВА», являющиеся самыми массовыми электронными автомобильными весами в России, от весов типа «артель», изготовленных на скорую руку дилетантами? Самое удивительное, что на бумаге – ничем! В паспорте «артельных» весов будут указаны те же величины цены поверочного деления, определяющей их заявленную точность, средний и гарантийный сроки службы и т.д. Кроме того, их цена будет на 20…30% ниже.
В реальной же эксплуатации они будут менее точными и надежными, а, следовательно, в итоге, обойдутся Вам в разы дороже! Убедиться в этом мы сможем вместе, проделав ряд несложных арифметических действий. Но прежде некоторые сведения из области метрологии.
Весы, как и всякое другое средство измерений, обладают погрешностью. Погрешность весов - это разница между их показаниями и действительным значением массы взвешиваемого груза. Как правило, погрешность хороших автомобильных весов в температурном диапазоне от минус 30 до + 40С составляет ± 0.02…0,03%. Поскольку для взвешивания массы груза (НЕТТО), перевозимого автомобилем мы должны взвесить автомобиль дважды – груженый (БРУТТО) и пустой (ТАРА) – предельная суммарная погрешность результата будет примерно в 2 раза выше.
Для простоты наших расчетов будем считать, что хорошие автомобильные весы позволяют определять массу «НЕТТО» перевозимого автомобилем груза с точностью ± 0,05%. Таким образом, погрешность взвешивания, например, 20 т зерна составит ± 10 кг. Если на элеваторе в течение суток взвесились 200 автомобилей с зерном, общая масса которого равна 4000 т, то суммарная погрешность (неопределенность) результата составит ± 2 т! Подчеркиваю, что пока речь идет о взвешивании на самых хороших современных электронных автомобильных весах!
Благодаря использованию высокоточных и надежных сертифицированных весоизмерительных датчиков, жесткой конструкции грузоприемной платформы, качественному микропроцессорному весовому терминалу и недеформируемому грамотно спроектированному и построенному фундаменту, погрешность «Δ» весов «ВА» будет оставаться неизменной и стабильной во времени. Каждый день, месяц и год летом и зимой, днем и ночью, в дождь и ясную погоду неопределенность взвешивания 20 т груза на этих весах не будет превышать предельной величины ± 10 кг.
Иное дело – «артельные» весы (рис.2). Экономия на комплектующих элементах весов – датчиках и электронике, на количестве и качестве металла, используемого для сварки грузоприемной платформы, а также на строительно-фундаментных работах приводит к тому, что при изменении температуры окружающей среды весы в 90% случаев начинают «врать». Метрологи говорят, что возникает дополнительная (температурная) систематическая погрешность взвешивания. По данным наших исследований метрологических характеристик дешевых привезенных из Юго-Восточной Азии датчиков температура может увеличивать величину погрешности втрое!
Рис.2. Изменение предельной погрешности взвешивания при изменении температуры окружающего воздуха
В результате постройки недостаточно жесткого фундамента, а некоторые «горе - производители» рекомендуют даже бесфундаментную установку весов, может возникать и дополнительная погрешность случайного характера. Со временем она может и прогрессировать – слабая грузоприемная платформа остаточно деформируется от все возрастающего количества взвешенных автомобилей, а «бесфундаментное основание проседает (рис.3).
Рис.3. Изменение предельной погрешности взвешивания при проседании фундамента и остаточной деформации грузоприемной платформы
И это не кошмарный сон, а, к сожалению, довольно частая картина, наблюдаемая у клиентов, решивших сэкономить 100…300 тысяч рублей при покупке весов и примерно столько же при строительстве фундамента. Оценим теперь ту выгоду, которую получает клиент, покупая самые массовые в России, проверенные временем автомобильные весы №1 типа «ВА» под названием «Сахалин».
Продолжая тему зерна, подсчитаем стоимость тех потерь при взвешивании, которые мы не понесли в результате использования лучших весов. Пусть тонна зерна стоит 7000 рублей, а реальная погрешность «артельных весов» в эксплуатации не в 3…8 раз, а всего лишь в 2 раза выше, чем у весов «ВА» №1. При взвешивании тех же 200 автомобилей в сутки «непонесенные» Вами потери (выигрыш) составят
2т х 2 х 7000 руб. = 28 000 рублей/сутки!
Таким образом, разница в стоимости «артельных» и профессиональных весов с учетом строительства нормального рекомендованного «Тензо-М» фундамента компенсируется максимум уже через 1 месяц:
(300 000 + 300 000) руб./28 000 руб. = 22 дня
Далее весы будут давать только прибыль и окупятся полностью через 2…3 месяца. А ведь это только на зерне! Если провести расчет окупаемости весов на более дорогих грузах, таких как мука, цветной металлолом, алюминий, мясная продукция и т.д., то результаты окажутся просто удивительными!
Стабильность метрологических характеристик весов «ВА» №1 «Сахалин» обеспечивается благодаря применению высокоточных весоизмерительных датчиков МВ-150 (www.mv-150.com), микропроцессорных весовых терминалов ТВ-017 и ТЦ-017, разработанных и производимых на предприятии «Весоизмерительная компания «Тензо-М». Датчики, являющиеся «сердцем весов», сертифицированы не только по ГОСТ 30129, но и по стандарту ЕЭС EN 45501 в независимой Европейской лаборатории.
Максимально жесткая среди аналогов грузоприемная платформа коробчатого сечения с обшивкой из 8-мм рифленой стали через датчики опирается на недеформируемый, проверенный годами эксплуатации монолитный железобетонный фундамент (рис.4). Специальные горизонтальные тяги воспринимают все горизонтальные силы, обеспечивая безударный заезд и съезд автомобилей с весов. Это решение наших конструктов имеет мировую новизну и защищено патентом [2].
Рис.4. Основные преимущества весов ВА №1 «Сахалин»
Основные преимущества весов ВА №1 «Сахалин»
1. Надежный плоский монолитный фундамент
2. Жесткая грузоприемная платформа коробчатого сечения с настилом из 8-мм стального рифленого листа
3. Цифро-аналоговая система измерения веса, защищенная от несанкционированного влияния на результат
4. Инструментальные средства обеспечения взвешивания без оператора-весовщика (светофор, шлагбаум, датчики положения автомобиля, видеокамеры)
Весы «ВА» №1 «Сахалин» обладают еще несколькими важными достоинствами, помогающими нашим потребителям эффективно вести бизнес, преодолевая влияние мирового финансового кризиса.
Цифроаналоговая система измерения веса позволяет избежать несанкционированного дистанционного влияния недобросовестных покупателей на результат взвешивания автомобиля. Такие дистанционные системы, построенные на базе приемо-передающих блоков автомобильных сигнализаций, к сожалению, уже обнаруживались нашей сервисной службой на старых весах.
Весы ВА «Сахалин» могут работать даже без оператора - весовщика в автоматическом режиме. Это важно в сегодняшнее кризисное время, когда все владельцы проводят оптимизацию численности персонала для снижения издержек производства. В этом случае весы оборудуются светофорами, шлагбаумами, датчиками положения автомобиля и видеокамерами, а также оснащаются специальным программным обеспечением (ПО) для автоматического распознавания государственных номеров автотранспорта.
В одной статье трудно рассказать о всех достоинствах автомобильных весов ВА «Сахалин», однако, думаю, что смог объяснить читателям почему же они являются самыми массовыми электронными автомобильными весами в России.
Считая бумажные купюры в кассе своего предприятия, мы часто повторяем эту операцию дважды, чтобы убедиться, что сумма подсчитана правильно. Взвешивая сырье или готовую продукцию на весах, мы фактически тоже считаем свои деньги. Так пользуйтесь для этого только самыми лучшими автомобильными весами!
Сделано в России – это звучит гордо!
Литература:
1. Сенянский М.В. Как выбрать автомобильные весы через «ИНТЕРНЕТ». «Главный метролог», № 4, 2008 г
2. Челноков Б.М., Годзиковский В.А., Лапшин А.С. Весы для взвешивания автомобилей. Патент РФ № 2335742 от 4.08.2005 г.